Покупаем котенка. Необходимые бумаги. Договор. Родословная.
Это факт: желание взять в семью животное куда сильнее интереса к бумажкам, сопровождающим процесс его приобретения. Зачем, если мы и так заранее любим своего долгожданного котёнка?! Однако зачастую этот котёнок оказывается «котом в мешке» и совсем не таким, о котором мечтали. Подстраховать от подобных сюрпризов может договор купли-продажи. О том, что это за документ и как грамотно его составить, нам рассказала адвокат Салтанат Агамирова.
Салтанат Агамирова
Родилась в 1960 году в Москве. В 1983 году окончила Всесоюзный юридический заочный институт. Имеет 16-летний стаж работы адвокатом. Владелица четырех собак и кота.
– В России практически нет адвокатов, специализирующихся на животных. Не потому, что такой профиль считается неинтересным и как-то умаляющим профессиональные таланты. Просто люди не обращаются. Боятся судиться, не хотят тратить на это время. Для меня животные — это хобби, я их очень люблю. И я чётко понимаю: если с моими животными что-то случится по чьей-либо вине, я засужу. Лично. Иначе та плачевная картина с безответственным отношением к кошкам и собакам никогда у нас не изменится.
Суть вопроса
Бесплатные предложения в расчёт не берём. С ними всё изначально ясно. Задаром, за символический пятачок, «в добрые руки» животных отдают либо приюты, либо люди, далёкие от предпринимательства. И те и другие, как правило, не скрывают истинную биографию и состояние животного. Гарантий тут, естественно, никаких. Бумаг — тоже. На нет и суда нет. Такой способ обретения щенка или котёнка мечты — по определению благотворительный, а значит, без претензий.
С объявлением сколько-нибудь весомых сумм в обмен на животное у покупателя должны возникать вопросы. Первый и самый очевидный: «За что я плачу?». На это уважающий себя продавец вручит родословную с указанием породы, окраса, пола и предков конкретного индивида. Резонный вопрос номер два: «Какие гарантии, что мы получаем животное именно такого класса, за который платим?». И вот тут-то приходит черёд договора купли-продажи. Как раз в нём должно быть чётко прописано, за что несут ответственность продавец и покупатель и каким образом урегулируются спорные моменты.
«Договор купли-продажи может быть заключён в простой письменной форме, — рассказывает Салтанат Агамирова. — Совсем не обязательно заверять его у нотариуса. Без печати тоже можно спокойно обойтись. Важно, чтобы в документ были вписаны паспортные данные обеих сторон и стояли их подписи».
Даже если речь идёт о клубном котёнке элитной породы, договор купли-продажи обычно подписывается от физического лица. «Питомники в России не являются юридическим лицом, — поясняет адвокат. — До сих пор у нас это просто красивое название, позволяющее заводчикам вольготно себя чувствовать. Это пробел в законодательстве, безусловно, но это так. Как только питомники будут оформлены как юридическое лицо, встанет вопрос о налогах».
Иными словам, оформить договор купли-продажи правомочно с любым продавцом животных, будь то человек с интернет-форума, сосед по лестничной клетке или бабуля с рынка. Это просто — и не требует ничего, кроме пары листов бумаги и некоторого времени. Отказ продавца произвести эту процедуру — тревожный звоночек. Наличие договора купли-продажи, что ни говори, означает серьёзный подход к вопросу со стороны продавца и, безусловно, является защитой для покупателя. Чем больше различных непредвиденных ситуаций будет в нём прописано, тем лучше.
«Сплошь и рядом бизнесом на кошках и собаках в России занимаются люди без специального образования, не знающие элементарных законов генетики, — констатирует Салтанат Агамирова. — И это страшно. К сожалению, в общей массе людей, которые занимаются разведением животных, на сегодня у нас не так много заводчиков, которые ответственно подходят к этому вопросу. Такие люди есть, но, как правило, их куда больше волнует не массовый приплод, не сумма дивидендов, а качество потомства, то, в каких условиях будут расти их малыши. Поэтому найти здорового, породного щенка или котёнка бывает не так просто».
Камни преткновения
Первое, в чём хочет быть уверен любой потенциальный хозяин, — здоровье питомца.
«Скрытых болячек множество, — продолжает Салтанат. — И совсем не обязательно, что они проявятся в первые дни или месяцы пребывания животного в доме у нового хозяина. Они могут дать о себе знать и несколько позже. К сожалению, большинство людей, влюбившись в котёночка, сразу хотят его приобрести, совершенно не задумываясь о последствиях. Это огромная ошибка. Покупая котёнка, желательно тут же показать его ветеринарному врачу, чтобы установить состояние его здоровья на данный момент. Пренебрегая этой, возможно, хлопотной и затратной процедурой, вы обрекаете себя на малоприглядное будущее. Став владельцем больного котёнка, новый хозяин пытается его лечить и тратит на это немалые деньги, но, к сожалению, зачастую процессы уже необратимы и такие животные просто обречены».
Таким образом, самые важные положения договора определяют схему действий на случай возникновения у животного каких-то недугов. Формулировка тут может быть следующая: «Покупатель имеет право в течение семи дней проверить здоровье животного в лицензированных ветеринарных учреждениях. Заводчик обязуется принять животное назад с единовременным возвратом денег в течение семи дней с даты продажи при предъявлении ветеринарного заключения, подтверждающего нездоровье животного на момент приобретения.
Кроме того, отдельной строкой неплохо прописать, выплата какой суммы компенсации затрат на ветеринарное обслуживание или возможное лечение животного возлагается на заводчика (продавца) в случае обнаружения какого-либо заболевания и в какие сроки. Иначе даже при наличии договора она может составить смехотворную сумму. Разумно оговорить и условия проведения вакцинации и возможной стерилизации питомца.
Продавец, со своей стороны, вправе потребовать такой же сознательности от покупателя: например, обязать нового владельца должным образом организовать рацион питомца, исключить содержание животного в клетке. Стороны могут определить, что серьёзные нарушения условий купли-продажи, например, нарушение условий содержания животного, может служить основанием для расторжения договора по инициативе продавца. Животное в этом случае может быть отдано последнему без возврата его стоимости либо с возвратом небольшой её части.
Возможно также предусмотреть в договоре и такой сценарий: если будет замечено, что за проданным животным не осуществляется должный уход, или того хуже — зафиксирован факт насилия над ним, заводчик уполномочен изъять питомца у нерадивого хозяина.
Невыносимая жестокость
Практически во всех странах Европы и Америки существует специальное отделение полиции, которое занимается вопросами жестокого отношения к животным. Зачастую в него обращаются и с жалобами на безответственное содержание собак и кошек у частных заводчиков, в так называемых папимилах. Санкции — вплоть до лишения свободы.
В России есть статья 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными», которая практически не работает. Реальных судебных историй по ней — единицы. Максимум, что грозит ответчику, — штраф и исправительные работы.
С животными, претендующими на серьёзную выставочную карьеру или участие в племенной программе, всё ещё сложнее. Договор купли-продажи зачастую предопределяет их судьбу. Заводчик сразу обозначает так называемое племенное качество и пригодность котёнка для дальнейшего разведения. Подписывая договор с подобным текстом, покупатель должен чётко понимать, что принимает эти условия. Бывает и наоборот: с помощью договора заводчик фиксирует договорённость с покупателем о запрете на племенную деятельность и о своевременной стерилизации котёнка. Если вы подписались под таким договором, это придётся сделать.
Суд да дело
У грамотного хозяина договор купли-продажи — всё равно что страховой полис. При желании очень многие экстренные ситуации можно подвести под его пункты. Для решения проблемы иногда достаточно позвонить заводчику, напомнить о себе и изложить суть проблемы. Ни один дальновидный предприниматель не захочет вступать в открытую конфронтацию. Если же мирно договориться не получается — прямая дорога в суд.
«Договор купли-продажи, вообще говоря, — серьёзный документ, — отмечает адвокат. — Другое дело, что он не очень серьёзно воспринимается судом. Но это особенность российской действительности. У нас слишком редко рассматриваются подобные дела. И люди почему-то не обращаются, и законы хромают. Однако я убеждена, что заниматься такими делами надо. Люди должны знать свои права и не должны бояться их отстаивать».
Строго говоря, подать исковое заявление на нерадивого продавца животного можно и без договора купли-продажи. Правда, шансы на успех такого процесса сильно падают. Как минимум понадобятся убедительные свидетели сделки. И лучше не один. Кстати, о свидетелях. Они не помешают в любом случае. И ознакомительный визит к заводчику, и тем более саму сделку по купле-продаже питомца по возможности лучше совершать в присутствии хотя бы одного-двух надёжных людей. Появление их потом в суде — весомый дополнительный козырь.
Есть и другие случаи, когда понадобится помощь третьих лиц. «От того, кто готов поддержать истца, действительно многое зависит, — признаёт Салтанат Агамирова. — Допустим, у кошки по мере роста начинаются проблемы со здоровьем. Это может быть связано с чем угодно. С плохой наследственностью, например. И вот хозяин больного животного пришёл в суд. Но как доказать судьям, что это не он заморил зверя? Практически никак, если не найти — опять же надёжного — эксперта-ветеринара, который придёт на заседание и даст чёткое объяснение, почему и как возникают эти конкретные проблемы».
Между тем обратиться в суд может и заводчик. Как раз таких примеров у нас в стране, пожалуй, побольше. «Я знаю подобные истории, — говорит Салтанат. — Хозяева безответственно относятся к животному, и в результате такого подхода котёнок получает травму. Попытка выдать прищемлённый дверью хвост за генетический брак — самый яркий пример таких претензий. Опытные заводчики не раз с этим сталкивались. “Вы продали животное с дефектом, возьмите его назад и верните деньги”, — кричит нерадивый владелец. Но это же абсурд! На каком основании заводчик будет возвращать деньги за имущество, которое привели в негодность?!»
Слово «имущество» адвокат употребила неслучайно. Дело в том, что самый очевидный закон, под который реально подвести спорные дела о проблемах с животными, — это Закон о правах потребителей, который как раз регламентирует имущественные претензии по факту купли-продажи. «Безусловно, нужен новый чёткий закон, — считает Салтанат Агамирова. — Пока его нет, каждый питомник, каждый заводчик танцует от своей печки. И это очень тяжело. Должен быть какой-то орган на базе наших кинологической и фелинологической федераций, который будет регламентировать эту деятельность или хотя бы регистрировать эти договора купли-продажи».
Пока же — суровая действительность. И пусть в ней ещё нет чётких законов о животных, зато в это же самое время у нас есть небывалый, безлимитный доступ к информации. Информация сейчас — главное оружие. Именно она способна вывести в нужный момент к самому толковому заводчику, самому лучшему котёнку, а если понадобится — и к хорошему адвокату. Стоит только не пожалеть на это времени и оперативной памяти. Хоть и не корову выбираем.