Слепые кошки.
Кошки могут потерять зрение по разным причинам, и, хотя в большинстве случаев оно ослабевает с возрастом, ослепнуть может и котёнок. Кошачьи инвалиды по зрению неплохо адаптируются, особенно если мы им поможем.
Существует целый ряд заболеваний, способных привести к снижению зрения, вплоть до его потери. Владельцам в первую очередь приходят на ум различные травмы глаза. С точки зрения специалистов, большую роль играют заболевания конъюнктивы аллергической или инфекционной природы (включая неонатальный конъюн-ктивит), глазная инфекция, вызываемая вирусом герпеса, опухоли, из которых офтальмологи особо отмечают меланому сетчатки. Такие заболевания, как глаукома (повышение внутриглазного давления) и катаракта (помутнение хрусталика, из-за чего свет не может попасть на сетчатку глаза), поражают кошек так же, как и людей. Общее повышение артериального давления также может губительно отразиться на зрении (гипертензия может быть следствием диабета, болезней почек, гормональных нарушений и других общих заболеваний). Из наследственных нарушений в первую очередь надо помнить о прогрессирующей атрофии сетчатки — неизлечимом заболевании, постепенно приводящем к полной потере зрения. Оно прогрессирует постепенно и безболезненно, поэтому особых изменений в поведении кошки не наблюдается. Вообще кошка гораздо легче, чем человек, адаптируется к потере зрения по вполне естественным причинам.
Кошка, как известно, хищник, добывающий мелких грызунов при плохой освещённости. Плохой настолько, что, по человеческим оценкам, не видно ни зги. А вот кошачий глаз видит в сумраке в 6 раз лучше нашего. Слух, обоняние и осязание тоже очень важны, ночной охотник использует их для ориентации в пространстве в гораздо большей степени, чем животные, активные в светлое время суток. Этим объясняется бóльшая лёгкость адаптации к потере зрения — те органы и анализаторы, что должны взять на себя его работу, уже достаточно тренированы. Со временем у слепой кошки ещё больше обостряются слух и обоняние, на 30% увеличиваются «усы» (вибриссы). Если потеря зрения наступает постепенно, то в привычной обстановке кошка ориентируется не хуже зрячей. Хозяева замечают неладное после ремонта или перестановки, когда их питомец вдруг начинает натыкаться на всё подряд. А вот в случае когда слепота наступила резко, внезапно, владелец просто обязан заметить изменения в поведении животного. Кошка ходит, натыкаясь на мебель, не сразу находит миску и лоток; если пострадал только один глаз, резкие и неожиданные движения с поражённой стороны пугают животное. При содержании слепой кошки в доме следует соблюдать определённые правила.
Неизменность обстановки. Кошка, утратившая зрение, очень сильно полагается на свою память, на привычную «карту местности». Менять расположение предметов в доме, где живут кошки с плохим зрением, категорически не рекомендуется. Лежанка, миски, туалет, когтеточка, игрушки должны находиться на привычных местах. Когда перестановки не избежать, не раз и не два покажите кошке дорогу к новому месту. Если же помещение незнакомое (переезд на новую квартиру, например), нужно терпеливо приучать кошку к каждому месту, помещая её рядом с ним (прямо в лоток — в случае с лотком) и позволяя кошке находить путь от этих наиболее значимых для неё объектов в другие части её владений.
Безопасное окружение. Слепых кошек не стоит подпускать к опасным местам, а по лестнице необходимо обучить спускаться заново. Потерявшему ориентацию животному очень легко упасть с лестницы или балкона. Должны быть блокированы подступы к камину, выходы на балкон, лестничную клетку. Уберите все острые предметы, оберните чем-нибудь мягким опасные углы. На полу не должно лежать ничего лишнего — теперь это не только вопрос порядка, но и удобного передвижения кошки по дому.
Никаких одиноких прогулок. Слепая кошка не должна гулять сама по себе! Только с хозяином и на поводке. Приучите кошку к шлейке. Кроме того, на шлейку или ошейник (ошейник — не для крепления поводка!) надёжно прикрепите жетон с вашим телефоном и информацией, что кошка слепая. Слепота не помешает ей, испугавшись, рвануть в неизвестном направлении, и вряд ли вы сумеете её поймать, поэтому подстрахуйтесь по максимуму.
Если кошка проживает в загородном коттедже, то на участке ей лучше выделить хорошо огороженный и благоустроенный вольер. Выпускать кошку в свободный выгул на участок, где кошке всё знакомо, можно лишь в том случае, если вы на 100% уверены в котонепроницаемости ограждений, убрали или надёжно закрыли все опасные предметы, ямы, бассейны и прочие потенциальные опасности. И всё равно лучше не оставлять кошку на улице одну.
У кошек, утративших зрение, обостряются другие чувства — обоняние, слух. Это естественная компенсаторная реакция, её стоит использовать, чтобы помочь кошке ориентироваться в доме. Например, можно «пометить» комнаты разными деликатными запахами, чтобы кошка всегда понимала, где находится. Резких и неприятных запахов нужно избегать! Старайтесь избегать также громких пугающих звуков, а если это всё-таки не удалось, например что-то с грохотом упало, найдите кошку и погладьте её, чтобы она успокоилась.
Разговаривайте с кошкой! Это даёт ей чувство безопасности и успокаивает. Она слышит, что кто-то вошёл в комнату, — скажите ей что-нибудь, дайте знать, что это вы! Заговорите с ней, прежде чем погладить или взять на руки, иначе от неожиданности она может испугаться, не принять ласку и даже укусить или поцарапать. Слепая кошка может стать «липучкой» — постоянно следовать за хозяином, используя его как проводника. В этом случае сообщайте кошке, когда выходите из комнаты, облегчая задачу. Слепая кошка также может прибегать к помощи других хвостатых для навигации по дому. Если в доме несколько животных, можно надеть им ошейники с бубенчиками, чтобы характерным звуком предупреждать кошку об их приближении.
Игры обязательны. Слепые кошки ведут менее активный образ жизни и активно набирают вес. Для поддержания физической формы больше играйте с ними. Кошки начинают ориентироваться по звукам, им нравятся шуршащие, пищащие по-мышиному, жужжащие игрушки, колокольчики, погремушки.
Кошки, по счастью, не терзаются мыслью о своей неполноценности. Не мучают себя рассуждениями типа «а вот в лесу я не выживу, я теперь не охотник». Они просто живут и чуть больше нуждаются в нашей помощи.
Пан Казимир
Девятилетний Казимир (для близких и друзей просто Кузя) — дитя сибирско-персидской любви. У него редкий шиншилловый окрас и столь же редкий идеальный нрав.
«Единственный кот, от которого никогда не было царапин. Даже в детстве, играя, он не выпускал когти, — рассказывает хозяйка Казимира. — При этом «липучкой» его тоже не назовёшь. Он ненавязчив, не стремится занять место на коленях. Самодостаточный кот. К другим животным Казимир всегда относился доброжелательно, можно сказать, покровительственно, но опять-таки чрезмерной общительностью не страдал. Хотя при появлении в доме кошачьей мелочи непременно превращался в добровольную няньку». Сразу скажем: характер Казимира никакие злоключения испортить не смогли.
А они начались четыре года назад — с одной несчастливой прогулки. Так как дом Казимира расположен в месте, полностью соответствующем описанию «тихо-зелено», кошкам никто доступ на улицу не заграждал. И звонок соседа: «Кузя домой ковыляет, выйдите навстречу, а то до двери не дойдёт», — прозвучал как гром среди ясного неба. В ветклинике диагностировали сотрясение головного мозга, деформацию глазного яблока и сказали, что поспособствовал этому при помощи палки или камня человек… Повреждённый глаз удалили.
Фото А. Колесниченко
Оставшись с одним глазом, Казимир первое время прописался на террасе и глядел в окно. Понятно, что на улицу его с этого момента никто не выпускал. Дома вёл себя как обычно, за исключением того, что осматривался, поворачивая всю голову и, если со стороны отсутствующего глаза слышал какой-то звук, слегка отскакивал. И всё бы хорошо, но через четыре года начались проблемы и с уцелевшим глазом. Нынешней весной консервативное лечение не смогло больше сдерживать патологический процесс, и второй глаз тоже пришлось удалить. Наступила полная слепота, но кот к этому времени уже имел привычные, хорошо освоенные маршруты передвижения по дому. Всё-таки зрение на последнем глазу снижалось постепенно, и видеть он перестал, скорее всего, ещё до операции.
А вот в кошачьем коллективе, вернее, на его иерархической лестнице, некоторых перестановок было не избежать. Впрочем, эти перестановки неизбежны, когда подрастает второй самец. Младший кот (который появился вскоре после удаления первого глаза у Казимира), достигнув половой зрелости, стал периодически замахиваться на старшего товарища у мисок и лежбищ. Но это так, чисто лапу поднять, в крайнем случае лёгкая оплеуха. Никаких драк и прочего кровопролития (возможно, потому, что все теперь кастрированы) не случалось. Прекрасной же половине прайда мужские разборки абсолютно безразличны. Дочка Кузи души в нём не чает, а кошка Лиза просто всех гордо игнорирует (как и всегда).
Слепой музыкант
Шестилетний слепой кот Стиви Уандер, названный в честь известного американского певца и композитора, очень любит нажимать на клавиши пианино. Он упражняется каждый день в доме одной из сотрудниц приюта для бездомных животных «Гринвуд» (графство Кембриджшир, Великобритания). А сотрудники приюта, пока ищут Стиви постоянных хозяев, с удовольствием посещают его концерты.
Blind Cat Rescue
Этот приют в Северной Каролине (США) был создан в 2005 году, чтобы дать убежище кошкам, чьё зрение оценивается в 20% или меньше от нормы, из-за чего их не брали в обычные приюты. «Слепые кошки — животные, которые просто, оказывается, не в состоянии видеть. Они понятия не имеют, что они слепые. Они знают, что они — кошки. Они действуют как кошки, — говорится в манифесте Blind Cat Rescue. — Слепые кошки могут делать практически всё, что может сделать видящая кошка».
Жить и радоваться
В книге Гвен Купер «Одиссея Гомера» рассказана правдивая история слепого котёнка, который свободно передвигается по дому, дружит с двумя другими кошками, лучше них ловит мух и вообще живёт полноценной кошачьей жизнью. Вот как о нём пишет Гвен:
«Какая жалость!» — нередко доводится слышать мне, когда люди узнают о том, что в двухмесячном возрасте Гомер лишился зрения. На что я тут же отвечаю: «Покажите мне более жизнерадостного кота, и я — только за просмотр! — сразу даю вам сотню долларов». На эту сумму до сих пор никто не покусился. «Да, но как же он… э-э-э… выходит из положения?» — обычно следует вопрос. «На своих четырёх, — отвечаю я, — как и любой другой здоровый кот». Бывает, правда, что, если Гомер слишком уж разойдётся, до меня доносится глухой стук — тюк! Это значит, что он головой угодил в стену или в ножку стула, о коих забыл в пылу игры. Сейчас у меня этот звук вызывает улыбку, хотя сердце по привычке ёкает. Но кто бы из вас удержался от улыбки при виде того, как ваш кот, разыгравшись, шлёпается с дивана, стянув за собой покрывало, или от того, как он ошалело изучает стеклянную дверь, с которой не чаял встретиться в погоне за невидимой целью».